Планирование и анализ эффективности продаж на предприятии
Чтобы понимать, насколько текущее положение дел на предприятии соответствует рыночной динамике и назрела ли необходимость срочных мер по повышению ключевых показателей, следует регулярно проводить анализ эффективности продаж. Он вовремя даёт понять, стоит ли обновлять пакет предложений клиентам, мотивировать персонал, или пересмотреть подход к сегментированию и выделению целевой аудитории.
- выручке;
- внутренним показателям;
- выполнению плана продаж;
- качеству коммуникации;
- работе руководителей;
- воронке продаж;
- рабочим инструментам;
- клиентской базе;
- ассортименту;
- стратегии продаж;
- профилю клиента;
- каналам продаж.
Анализируем динамику выручки
Об успешном планировании свидетельствуют показатели объёма продаж на протяжении двух и более лет. Например, рост в феврале 2020 г. по отношению к февралю 2019 г. составил 4,6%. А в мае 2021 г. по отношению к февралю 2021 г. — 3,2%.Внутренние показатели
Оцениваем также данные рентабельности, динамики и сезонности реализации, покупательский спрос:
- насколько % выполняется план;
- какова конверсия на каждом из этапов сделки;
- средний чек;
- результативность каждого из менеджеров;
- общее число входящих заявок.
Если по
Эффективность выполнения плана реализации
Чтобы провести грамотный анализ продаж в розничной торговле, учитываются:- работа маркетологов;
- популярность продукта и компании;
- количество акций и скидок;
- количество входящих звонков;
- ценовая политика;
- эффективность работы менеджеров.
Последний показатель удобно оценивать с помощью ключевых показателей эффективности деятельности, или KPI, как качественных, так и количественных.
Качество KPI определяется по соответствию
Эффективность коммуникации
Следует обращать внимание не только на количество звонков. Главное значение имеет ответ на вопрос о том, как менеджер взаимодействует с клиентом. Основные параметры для анализа здесь могут быть следующие:- быстро ли сотрудник реагирует на запрос;
- насколько точно он соблюдает скрипт;
- как готовит и организовывает встречу с клиентом;
- каково количество результативных встреч;
- соответствует ли стиль общения менеджера корпоративному;
- работает ли менеджер с акционными предложениями;
- хорошо ли ориентируется в ассортименте;
- последовательно ли ведет клиента по этапам сделки.
Если не уделять должного внимания качеству коммуникации, то компания может потерять до 30% выручки. Отслеживать и оценивать работу менеджеров должен отдел контроля, обратная связь с которым стимулирует менеджеров постоянно обучаться и повышать уровень ответственности.
Эффективность работы руководителя отдела продаж
Стоит заострить внимание на вопросах взаимодействия руководителя с подчиненными менеджерами, а также на общем показателе его компетентности и вовлеченности. Знаком ли он с ассортиментом продукции, отслеживает ли выполнение плана, проводит ли индивидуальную работу над ошибками, хорошо ли мотивирует подчиненных.
Анализируем воронку продаж
Планирование продаж на предприятии не обходится без создания, ведения и оценки воронки продаж. Удобнее всего это делать при помощи универсального инструмента —
Хорошо отлаженная
Она фиксирует и систематизирует входящие звонки, запланированные и состоявшиеся контакты, сделки, общее количество контактов. Скоринг
Качество инструментов продаж
Грамотное использование инструментов продаж существенно влияет на качественное планирование продаж на предприятии.
С помощью разных инструментов по принципу конструктора каждая компания может выстраивать свою собственную стратегию. Перечислим основные инструменты.
К инструментам, увеличивающим результативность работы менеджера относят:
- систему планирования деятельности;
- систему отчетности (отчеты по работе с существующими и новыми клиентами, операционные отчеты);
- систему контроля активности менеджера.
Инструменты, улучшающие качество контактов:
- скрипты;
- схемы работы с возражениями;
- переговорные карты;
- методики опроса;
- методики отправки КП.
Инструментарий для каждого типа продаж подбирается индивидуально.
Клиентская база
Результаты отдела продаж зависят не только от качества (насколько детально заполнен профиль клиента) и размера базы данных в CRM, но и от процесса обработки этой клиентской базы: как часто и каким образом с разными сегментами взаимодействуют менеджеры. Удобнее всего формировать и актуализировать базу в системе CRM, так как это комплексный инструмент, позволяющий выполнять одновременно планирование и анализ продаж.
На базе информации, собранной в базе CRM, возможно полноценное планирование по таким направлениям как:
- продажи по регионам;
- клиентские и партнерские продажи;
- повторные продажи;
- сложные продажи.
Работа с ассортиментом
С помощью регулярной оценки и пересмотра ассортимента можно выровнять и стабилизировать выручку, исключить кассовые разрывы, оптимизировать наполнение складов (не допуская, например, скопления непопулярных товаров).Для этого можно составить рейтинг популярности товаров/услуг по трем категориям:
Категория, А — дают самую крупную прибыль, до 80% оборота, но их объем только 20% ассортимента.
Категория В — источник устойчивого дохода, 15% оборота, 30% ассортимента.
Категория С — прибыли дают всего 5%, но занимают 50% ассортимента.
Исследуют: выручку и число реализаций по каждому товару, по территориям, влияние акций и скидок на объемы реализации, себестоимость и политику образования цен. Делают это с помощью
Еще один инструмент, коэффициент XYZ, дает возможность выявить равномерность распределения спроса. Что из ассортимента покупается регулярно, а что эпизодически. Товары также распределяются по трем категориям:
Категория X — стабильный спрос, 1–10% ассортимента
Категория Y — меньшая стабильность спроса, 10–25% ассортимента
Категория Z — неустойчивый спрос, 25 и более процентов ассортимента
Анализ стратегии продаж
Оцениваем по пунктам:
Повторные продажи. Как часто они происходят? Что для этого делают менеджеры?
Сравнительная оценка фактического и запланированного объема реализации. Если расхождения значительны, выясняем почему. Причиной может быть:
- перенасыщенность рынка;
- высокая конкуренция;
- недоработки отдела маркетинга;
- неправильная политика ценообразования.
Если проседание идет на входе в воронку — налицо падение спроса, трафика или конъюнктуры рынка. Проверяем, насколько адекватен профиль клиента, или пересматриваем список возражений.
Если на выходе из воронки — следует дорабатывать стратегию или эффективность маркетинга и УТП.
Профиль клиента
Понимание своей целевой аудитории, её потенциала — одно из ключевых условий стабильного роста бизнеса. Важно понимать, сколько покупают товара у вас, сколько у конкурентов, и каковы основные причины такой конъюнктуры рынка. По результатам такой аналитики можно определить потенциал вашего целевого клиента.
По каждому клиенту у менеджера должен быть составлен индивидуальный план продаж с учетом его потенциала. Чтобы увеличить количество реализаций за счет отбора доли рынка у конкурентов, нужно выявить причины, по которым каждый конкурент оказывается привлекательнее для покупателя, и устранить их.
Лучше понять покупателя помогает ABC XYZ анализ. С его помощью клиенты группируются по двум параметрам, объему и частоте закупок, в 9 групп. К каждой из этих групп применяется своя стратегия, и методы работы с ними будут отличаться.
Если кратко:
CZ — это не ваш клиент, можно не тратить попусту время.
CX и CY — объемы небольшие, но предсказуемые. Есть возможности увеличения среднего чека.
AZ и BZ — хороший чек, но непредсказуемая частота покупок. Следует позаботиться, чтобы они не утратили лояльность к Вам.
AY и BY — есть потенциал для более регулярного сотрудничества.
AX и BX — это «золотой» клиент, мечта любого менеджера. Применяем стратегию максимальной лояльности.
Каналы продаж
Правильный выбор канала продаж — залог успешной реализации долгосрочной стратегии, и ошибка здесь дорого обходится. Анализ эффективности продаж обязательно включает в себя всестороннее рассмотрение каждого канала.
Каналы имеют разную структуру и число посредников. В зависимости от этого они обходятся дешевле или дороже.
Каждый канал анализируется по:
- показателю ABC XYZ;
- индексу развития продаж;
- индексу развития бренда;
- по территории;
- по клиентским потребностям.
Далее составляются прогнозы по каждому из каналов, расставляются приоритеты и строится долгосрочная стратегия.
Канал продаж — это путь товара по цепочке взаимосвязанных посредников с момента производства до покупки потребителем.
Канал может быть прямым — Direct Channel (нет посредников) или непрямым — Indirect Channel. Всего каналов четыре:
- корпоративный;
- дилерский;
- дистрибьюторский;
- розничный.
Какую помощь в процессе анализа продаж оказывает система интеллектуального ценообразования (СИЦ)
Эффективным инструментом в процессе анализа послужит СИЦ (Система интеллектуального ценообразования). Она при минимальном вмешательстве человека систематизирует данные по товарообороту и предложит наилучший вариант стратегии ценообразования в соответствии с запросами рынка. Делает она это в режиме реального времени, данные анализа обновляются в системе ежедневно.
Для этого применяются математические модели с низкой степенью погрешности в процессе обработки Big Data и нейронных сетей. Выявляются и обрабатываются любые факторы, способные прямо или косвенно повлиять на результат.
СИЦ помогает упростить и автоматизировать решение следующих
- динамическое управление ценообразованием большого количества услуг или товаров;
- анализ покупательской способности (на основе данных по совершенным покупкам);
- анализ ценовой политики конкурентов;
- отслеживание динамики продаж, прогнозирование выполнения плана продаж;
- упрощение и ускорение процесса определения скидок;
- снижение человеческих трудозатрат на процесс формирования стоимости товаров или услуг;
- прогнозирование ситуации на месяц вперед на рынке в целом и по каждому товару, объекту или услуге.
С уверенностью можно сказать, что применение СИЦ в процессе анализа и планирования дает возможность оптимизировать расходы и трудозатраты, получать регулярное достоверное прогнозирование продаж и, как следствие, добиться роста доходности бизнеса.
Понравилась статья?