Сферы применения предиктивной аналитики
Из чего состоит предиктивная аналитика?
Сбор данных
Исследовательский анализ данных
Предикативное моделирование
Роль предиктивной аналитики в бизнесе
Оптимизация производства
Выявление фактов мошенничества
Управление рисками
Клиентский и маркетинговый анализ
Продажи
Работа с персоналом
Предиктивная аналитика – интеллектуальная обработка данных, позволяющая улучшить показатели крупного и мелкого бизнеса, а также сформировать прогнозы на будущее. По этой причине предиктивный метод часто называют предсказательным. С его помощью можно изучить исторический опыт компании, провести статистическое моделирование и на основании полученной модели спланировать результаты.
Из чего состоит предиктивная аналитика?
Каждый предприниматель в предиктивном анализе должен опираться на данные. В противном случае, это превращается в гадание на кофейной гуще. Основой успешного бизнеса является система, построенная на достоверной и тщательно проанализированной информации.
Предиктивная аналитика строится на трех китах – сборе данных, их исследовательском анализе и моделировании. Рассмотрим каждый из этих параметров по отдельности.
Сбор данных
При прогнозировании в разных сферах бизнеса используются разные данные. Чаще всего аналитики учитывают следующие показатели:
- экономические (доходы, расходы, процент прибыли, политика ценообразования и пр.);
- количественные (количество привлеченных клиентов, количество отправленных писем, объем производимой продукции и пр.);
- внутренние HR факторы (степень нагрузки сотрудников, уровень их квалификации и пр.);
- внешние факторы (политическая и экономическая ситуация в стране, стратегия конкурентных компаний, уровень конкуренции и пр.);
- конверсионные (количество клиентов, перешедших на следующий уровень воронки продаж и т.д.);
- клиентские (методы привлечения, мотивация и поведение клиентов, а также их возраст, пол, уровень достатка и пр.);
- временные (частота оформления сделок, скорость оформления сделок и пр.).
Чем больше у аналитиков источников данных, тем точнее будут результаты прогнозного метода. В этом плане проще компаниям, давно прошедших автоматизацию бизнес-процессов. Они могут анализировать данные информационных систем, социальных сетей, crm-систем и т.д. Например, в сборе и анализе данных из социальных сетей высокую эффективность показывает «Система мониторинга и анализа контента социальных сетей» от ГК РАМАКС. Система автоматически находит в открытых источниках упоминания о вашей компании, а также сохраняет их сразу по разным категориям в зависимости от эмоционального окраса высказывания.
Исследовательский анализ данных
На следующем этапе аналитик обрабатывает собранные данные. Задача специалиста заключается в поиске ранее неизвестных, непонятных сведений, которые можно интерпретировать и использовать в принятии обоснованных решений. Причем объективность выводов напрямую зависит от количества обработанных данных.
С помощью исследовательского метода можно:
- классифицировать данные по определенным критериям;
- понять, насколько исходные данные влияют на результат;
- определить закономерности для разных событий;
- составить последовательные ассоциации;
- проанализировать отклонения и т.д.
Предикативное моделирование
Последний и самый важный этап предиктивной аналитики позволяет на основании исторических данных составить высокоточные прогнозы. Здесь специалисту нужно интерпретировать весь объем полученных сведений. Помочь в этом может четкая формулировка задачи – для чего и на какой период составляется прогноз. Предиктивное моделирование определяет, какую прибыль компания получит за год, сколько времени еще проработает определенное оборудование, на сколько повысится спрос на продукцию в декабре и т.д.
Сформулировав задачу, аналитику нужно определиться со статистической или математической моделью. Она заключается в учете множества факторов, влияющих на прогноз, распределении удельного веса этих фактором и внесении исходных данных.
Роль предиктивной аналитики в бизнесе
Большинство бизнесменов принимает важное решение, опираясь на собственный опыт, советы маркетологов, партнеров, друзей или родственников. И даже если принятое решение оказывается удачным, это можно назвать случайностью. Использование же предиктивной аналитики является конкурентным преимуществом. Она дает уверенность в завтрашнем дне и позволяет принимать эффективные (не случайные) решения в экстренных ситуациях. Благодаря неограниченным возможностям предиктивный метод можно применять в разных сферах бизнеса. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
Оптимизация производства
Регулярное изучение параметров, от которых зависит производительность оборудования на предприятии, способствует предотвращению его поломок и более эффективному обслуживанию. С помощью предиктивного анализа можно поддерживать производственный цикл, улучшить логистику и товарооборот. Аналитику проще спрогнозировать срок эксплуатации используемого или недавно купленного оборудования, чем рассчитывать на то, что в ближайшем будущем оно не подведет.
Рассмотрим пример. Несколько лет назад предприятие оборудовало один из своих цехов конвейерной линией. За это время при повышении температуры воздуха она несколько раз ломалась. Путем изучения прогноза погода на ближайшие недели или месяцы аналитик может заранее подготовиться к повышению температуры, составить график работы конвейерной линии и помочь предприятию избежать простоев.
Выявление фактов мошенничества
В каждой компании должна вестись статистика недобросовестных клиентов. При этом нужно учитывать их возраст, пол, сферу занятости и прочие признаки. Упростить задачу поможет анкетирование. С помощью предиктивной аналитики можно понять, какая категория клиентов плохо платит по счетам, недобросовестно подходит к оформлению документации, задерживает поставки и т.д. Дополнительный модуль «Безопасность», предусмотренный в решении от ГК РАМАКС автоматически составляет психологический портрет сотрудника или соискателя и анализирует, каков риск его недобросовестного поведения по отношению к компании.
Рассмотрим пример. Организация на протяжении 10 лет оказывает банковские услуги разным категориям клиентов. За это время в компании накопилась информация, которая позволяет сделать вывод, что клиенты в возрасте 18-21 года и клиенты с судимостью, как правило, недобросовестно погашают задолженность по кредитам. Основываясь на этом, можно прекратить выдачу займов данной категории клиентов или ужесточить условия их кредитования.
Управление рисками
Деятельность достаточно большого количества предприятий связана с рисками. Предиктивный анализ позволяет обработать прошлые негативные события, чтобы предотвратить риск их возникновения в будущем или составить эффективный план по выходу из ситуации.
Рассмотрим пример. Деятельность компании связана со страхованием здоровья. Большая часть страховых выплат приходится на специалистов промышленных профессий, которые в отличие от тех же менеджеров гораздо чаще получают производственные травмы. Аналитик может предложить увеличить размер страховой суммы при страховании специалистов промышленных профессий и расширить пакет услуг для менеджеров. Это позволит компенсировать риски.
Клиентский и маркетинговый анализ
В идеале, каждая компания должна осуществлять сбор данных о клиентах, их количестве, поведении, покупательской способности. Это поможет в моделировании их поведения в будущем. С помощью предиктивной аналитики также можно лучше понимать своего клиента, постоянно улучшать качество обслуживания и технической поддержки. А решение от ГК РАМАКС Customer Care помогает в выстраивании коммуникации с клиентами для повышения их лояльности и способствует улучшению репутации компании в сети.
Рассмотрим пример. Компания, владеющая сетью кинотеатров, решила оборудовать их системой видеонаблюдения. Аналитика дала руководству возможность отследить путь среднестатистического зрителя. С коммерческой точки зрения, участки маршрута, где он приобретает билет, покупает попкорн, ждет начало сеанса, могут стать местами размещения рекламной информации. С точки зрения налаживания контакта с аудиторией, их можно использовать для размещения диванов, терминалов, санитайзеров, вендинговых автоматов – всего того, что сделает пребывание зрителя в кинотеатре более комфортным.
Продажи
Предиктивный метод в розничных и оптовых продажах позволяет определить прямое и косвенное влияние показателей на прибыль компании. Соответственно, увеличивая или минимизируя это влияние, можно увеличивать и выручку.
Рассмотрим пример. Компания на протяжении 5 лет занимается продажей продукции собственного производства через интернет-магазин. Задача аналитика – изучить статистику за прошедшие года и определить, какое количество людей перешло на следующий этап воронки продаж, то есть переквалифицировалось из посетителей интернет-магазина непосредственно в покупатели. Предиктивный анализ помогает понять, что повлияло на переход (рекламная компания, программа лояльности или прочие донаты), как преумножить эти показатели, составить план маркетинговой компании, расширить каналы дистрибуции
Работа с персоналом
Текучка кадров – явление, характерное для многих предприятий. Задача руководителя понять, на каком сроке и по какой причине происходят добровольные увольнения, сотрудники какой квалификации чаще всего покидают компанию. С помощью предиктивного анализа можно сделать прогноз на будущие годы, повысить эффективность управления персоналом, подготовиться к их увольнению.
Рассмотрим пример. Руководитель крупной компании, давно существующей на рынке, заметил, что многие сотрудники, проработавшие на него более 2 лет, добровольно увольняются. Аналитик выяснил, что причиной увольнение чаще всего служит отсутствие интереса к работе. Чтобы прекратить текучку кадров, руководитель начинает регулярно устраивать тимбилдинги, направлять сотрудников на курсы повышения квалификации. Параллельно он составляет план, который позволит быстро найти замену ушедшему работнику.
Понравилась статья?