Татьяна Свидунович, ВТБ24 и Роман Анютин, РАМАКС: «Инвестиции в технологию Process Mining окупаются в десятки раз»

Обновлено: 16.04.2024 25.09.20171230 Время чтения: 4 мин.
Начальник управления эффективности процессов банка ВТБ24 Татьяна Свидунович и руководитель центра экспертизы Process Mining компании «РАМАКС Интернейшнл» Роман Анютин в совместном интервью Bankir.Ru рассказали о том, как технология Process Mining повысила эффективность бизнес-процессов в Группе ВТБ и почему она интересна банковской отрасли.
— Компания РАМАКС первой в России создала Центр экспертизы в области Process Mining - технологии, предназначенной для управления процессами в цифровой компании. Чем интересна эта технология и в чем ее ценность?

Роман Анютин: РАМАКС – системный интегратор со стажем более 20 лет. Мы начинали с поставки аппаратного и программного обеспечения, но постепенно фокус стал смещаться с самих инструментов на технологии их использования. И сегодня одним из важнейших направлений для нас являются технологии повышения операционной эффективности. В рамках этого направления мы мониторили рынок, отслеживали тенденции, и в конце 2014 года обратили внимание на Process Mining. В России на тот момент данная технология была неизвестной, но в западных компаниях уже начали появляться проекты с ее использованием. Мы, изучив Process Mining в деталях, сделали вывод, что технология в ближайшем будущем может стать стандартом для крупных корпораций.

Что такое Process Mining? Это технология, позволяющая восстанавливать модели бизнес-процессов на основе информации, находящейся в информационных системах. Или, если сказать точнее, на основе информационных следов. То есть мы, собрав эти данные, можем получить актуальную картину бизнес-процесса со всеми возможными вариантами.

Может возникнуть вопрос: «А чего здесь особенного»? В каждой крупной компании есть своя BPM-система, где можно «покрутить» эти модели. Но есть серьезное отличие. В BPM-системе нужно сначала нарисовать модель, а потом уже с ней работать. Технология Process Mining не требует первоначального знания модели. Более того, она позволяет создать эту модель автоматически.

Традиционный путь создания бизнес-моделей – интервью с сотрудниками. Приходят консультанты, задают правильные вопросы, потом на основе полученной информации рисуют диаграмму процесса. На простых моделях это работает отлично, но только современный бизнес, мягко говоря, непрост. Процессы бывают сложные, многоуровневые. И человек может банально не запомнить все варианты, а о каких-то предпочтет умолчать из-за недопонимания сути или по другим причинам. Вообще, люди по природе оптимисты, и очень часто даже для самих себя рисуют картину лучше, чем она есть на самом деле. Поэтому, когда мы автоматически воссоздаем модель, обнаруживается, что редкие варианты суммарно составляют до 15%, а не 1-2% как ожидалось. Вдобавок и жизнь не стоит на месте – меняются внешние условия, внутри самой компании появляются новые цели. Это влияет на бизнес-процессы, а проводить интервью каждый месяц и накладно, и просто хлопотно. А в по-настоящему больших компаниях – таких, как Группа ВТБ с более чем тысячью отделений – это вообще невозможно.

И вот здесь технология Process Mining очень выручает. Первые алгоритмы, позволяющие восстановить бизнес-модели по информационным следам, появились в конце девяностых годов в Голландии. Но программные платформы появились только лет пять назад. Сейчас на Западе наблюдается взрывной рост интереса к Process Mining, а в России первое коммерческое внедрение осуществлено Группа ВТБ.

— Группа ВТБ стала первой компанией, внедрившей Process Mining. Почему вы отдали предпочтение Process Mining?

Татьяна Свидунович: Я занимаюсь оптимизацией бизнес-процессов очень давно. Это направление требует глубокого погружения в повседневную деятельность банка, полного знания каждого процесса, каждой функции. И при этом ты всегда располагаешь компактной мобильной командой специалистов-исследователей. По мере роста интереса со стороны компаний к этой теме мне стало очевидно, что классические инструменты (интервьюирование, хронометраж и т.д.) перестают работать. Процессы меняются быстрее, чем удается их описать и зафиксировать. Возникла необходимость дать команде аналитические данные о том, что происходит с каждым клиентом в момент обслуживания, в момент продажи каждого банковского продукта. Без этого инструмента оптимизировать процессы в современном банке невозможно, мы всегда будем выступать в роли догоняющих.

Автоматический сбор информации становится нормой в повседневной жизни. Например, благодаря умным часам и смартфону мы получаем о себе просто огромный пласт данных. Причем все происходит в фоновом режиме, информация накапливается – и вот мы уже можем сравнить свой пульс в течение месяца, число пройденных шагов, сверить маршруты прогулок и т.д. О таком инструменте мы мечтали и для банковских процессов.

И вот однажды мне написали коллеги из РАМАКС с предложением попробовать Process Mining. После их презентации стало понятно, что это как раз те самые умные часы, но для банка.

Полная версия интервью

Понравилась статья?

Время чтения: 4 мин.
Комментарии (0)
Отправить запрос
* — заполните обязательно
Отправить запрос
* — заполните обязательно