Без лишних движений или как налоговый мониторинг упрощает взаимодействие бизнеса и государства

17.10.20231591 Время чтения: 10 мин.
С чего начать внедрение системы налогового мониторинга, чтобы избежать ошибок? С какими особенностями новой формы контроля могут столкнуться организации? Ответы на эти и другие актуальные вопросы — в статье Александра Квятковского, руководителя группы бухгалтерского и налогового учета RAMAX Group.
Цифровизация взаимодействия государственных органов и бизнеса последние годы развивается особо активно, предлагая новые решения для повышения эффективности и удобства сотрудничества. Так, в 2016 году, появилась система налогового мониторинга, которая стала еще одним прогрессивным шагом на пути эффективного взаимодействия между ФНС и бизнесом.

Налоговый мониторинг — обновленная форма государственного контроля для «онлайн-общения» средних и крупных предприятий с налоговыми органами. Инструмент помогает уйти от традиционных выездных и камеральных проверок и предоставляет доступ к налоговой и бухгалтерской отчетности в режиме онлайн.

По данным федеральной налоговой службы, в 2023 году число участников налогового мониторинга выросло на 33%, что неудивительно, так как инструмент имеет ряд существенных преимуществ для большинства компаний:
  • заметное сокращение числа ручных рутинных операций и повышение достоверности итоговой налоговой отчетности;
  • сокращение затрат на проведение проверок почти на 30%;
  • снижение объема предоставляемых налоговым органам документов на бумажных носителях; 
  • уменьшение "простоев" работы финансовой службы благодаря повышению оперативности проверок;
  • своевременное выявление налоговых рисков и предотвращение штрафов и пеней за счет автоматизированного контроля и получения мотивированного мнения от ФНС;
  • повышение доверия к организациям со стороны государства и контрагентов.
Кто может вступить в налоговый мониторинг

Несмотря на растущую популярность системы, не все компании могут работать с новой формой налогового контроля. Есть ряд правил, которым нужно соответствовать, чтобы начать работу в системе налогового мониторинга (согласно Федеральному закону от 29.12.2020 № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»):
  • доходы и активы организации должны быть не менее 1 млрд. рублей (до изменения закона было 3 млрд. рублей);
  • налоги, которые выплачивает компания за предыдущий год, должны в сумме составлять не менее 100 млн. рублей (до изменения — 300 млн. рублей).
В эту сумму входят налоги на прибыль, страховка сотрудников, таможенные выплаты, а также налоги на добавленную стоимость.

Можно сделать вывод, что, несмотря на доступность налогового мониторинга, сейчас в него вступают предприятия с высоким оборотом.

Отдельно стоит рассмотреть случай с компаниями, заключившими соглашение о СЗПК (соглашение о защите капиталовложений). Федеральный закон № 226-ФЗ внес изменения в процедуру их администрирования налоговой инспекцией.

Предприятия, которые претендуют на получение финансовых мер государственной поддержки, в течение трех лет с момента заключения СЗПК обязаны перейти на налоговый мониторинг. Прозрачность компаний станет необходимым условием для применения господдержки. Если такая организация не перейдет на новую форму контроля в отведенный срок, то это будет основанием для расторжения СЗПК.

Сценарии работы в налоговом мониторинге

На сегодняшний день есть три варианта взаимодействия с федеральной налоговой службой в рамках налогового мониторинга:
  • Через операторов ТКС (телекоммуникационные каналы связи).
Привычный для большинства предприятий способ, но с высоким уровнем трудозатрат, так как нужно вручную готовить большие объемы документов для ФНС. Какое-то время можно поработать в подобном формате, но с учетом того, что в 2026 году этот вариант будет отменен, лучше сразу найти ему автоматизированную альтернативу.
  • Предоставление доступа к учетным системам заказчика.
Кажется, что это самый простой способ, но здесь множество подводных камней. Например, не ко всем документам компании готовы открыть доступ, а с учетом количества и особенностей информационных систем, с которыми работает предприятие, не всегда возможно дать единый доступ к ним внешнему пользователю.
  • Внедрение налоговой витрины данных.
Наиболее оптимальный и безопасный способ взаимодействия с налоговыми органами, так как в едином цифровом пространстве можно консолидировать отчетные данные для автоматической передачи в налоговые органы. С помощью витрины данных налоговый инспектор в онлайн-режиме может контролировать деятельность организации вплоть до проверки конкретных проводок и первички, что заметно уменьшает бумажный документооборот с ФНС.

Один из основных плюсов витрины данных — простой и максимально быстрый способ передачи нужного объема информации с выполнением всех требований к участнику налогового мониторинга (предоставление данных по декларациям, регистрам, бухгалтерских проводкам с возможностью настройки связи между каждым видом данных, своевременное подтверждение корректности и актуальности отчетных показателей и т.д.).

Еще одно преимущество витрины – интеграция с электронным архивом. С учетом того, что сроки раскрытия данных ограничены, оптимальное решение для хранения документов и реализации оперативного доступа к ним — электронный архив. В нем собраны абсолютно все виды документов, из которых как сотрудник компании, так и инспектор ФНС смогут найти необходимые по конкретным реквизитам, что в разы сократит время и ресурсы для подготовки разного вида отчётности.

С чего начать внедрение системы налогового мониторинга

В первую очередь – с выбора ИТ-интегратора с успешным проектным опытом. RAMAX Group обладает широкой экспертизой разработки и внедрения систем налогового мониторинга в разных отраслях.

Специалисты проведут полноценное обследование, которое включает в себя анализ текущих процессов налогового учета и формирования отчетности, определение степени автоматизации текущей системы, анализ уровня системы внутреннего контроля, а также подготовку перечня возможных рисков.

Грамотное обследование позволит выявить регистры, наилучшим образом раскрывающие деятельность предприятия, которые можно задействовать при формировании отчетности для отправки в ФНС. Далее будут составлены необходимые документы для вступления в налоговый мониторинг, описаны функциональные требования к системе, а также разработаны методология раскрытия показателей в витрине данных и технические проектные решения.

Следующие шаги – оптимизация текущих бизнес-процессов с учетом требований раскрытия отчетности, подготовка документов для вступления в режим налогового мониторинга, разработка прототипа будущей системы с последующей ее настройкой, реализацией необходимых доработок, обучением пользователей и проведением приемочных испытаний системы.

За успех проекта, помимо грамотно выстроенного подхода экспертов RAMAX Group, отвечает и сформированная команда со стороны заказчика (сотрудники бухгалтерии, налогового учета, ИТ-специалисты), которая заинтересована в корректности налогового контроля.

Детали проекта внедрения системы налогового мониторинга

По сути, это обычный ИТ-проект, с которым знакомо большинство компаний. Здесь не нужно ничего изобретать с точки зрения проектного управления, так как процесс представляет собой внедрение очередной информационной системы, но есть и свои нюансы, которые мы рассмотрим отдельно.
  • Предварительная подготовка
На этом этапе, в зависимости от требований заказчика и условий договора, выполняется обследование учетных систем, формируется необходимая документация по вступлению в налоговый мониторинг или оказывается помощь в ее подготовке. Это довольно короткий этап, но очень насыщенный, где важно точно в срок подать документы и заложить основы для дальнейших работ.
  • Проектирование
На втором этапе продолжается обследование учетных систем клиента, проверяется готовность внутренних систем к интеграции с витриной, ведется создание модели данных, структуры раскрытия (на основании регламента информационного взаимодействия), а также разрабатываются подробные проектные решения.

Важно отметить, что вступление в налоговый мониторинг может быть комплексным проектом. То есть параллельно с внедрением витрины могут выполняться такие проекты, как:
  1. внедрение ЭХД (электронного хранилища данных);
  2. доработка учетных систем (разработка/доработка налоговых регистров под структуру раскрытия);
  3. методологические проекты по системе внутренних контролей.
С учетом этого нужно учитывать два фактора:

Первый – выравнивание проектных команд между собой с точки зрения сроков и проектного управления.

Процесс представляет собой комплексную программу с общей целью, под которую подстраиваются все команды. Вместе с этим нужно организовать отдельную группу, отвечающую за общее управление и включающую директора со стороны заказчика и управляющий комитет проекта. Идеальная ситуация в данном случае, если за все функциональные блоки отвечает один подрядчик, что делает процесс более гибким и избавляет от необходимости передоговариваться с другими исполнителями.

Второй фактор похож по смыслу с первым, но является более функциональным: необходимость проектирования решения целиком, а независимо друг от друга.

Рассмотрим на примере автоматизации налогового учета на базе витрины. Сформировать сбор и отображение налоговых деклараций и регистров можно на уровне витрины, а решение задач расчета и подготовки данных (себестоимость, нормирование и т.д.) — на уровне учетных систем. С одной стороны, это дает единый источник информации (витрина служит не только инструментом раскрытия, но и формирования), и у компаний есть как минимум гарантия: что сформировано, то и раскрыто. С другой стороны, в учетных система любого налогоплательщика, скорее всего, есть какие-то механизмы и инструменты формирования налогового учета. И стоит ли от них отказываться — вопрос, на который интегратор и налогоплательщик должны совместно ответить в ходе проектирования.
  • Разработка
В случае, если модель данных уже сформирована и связи между отчетами выстроены, то этап разработки витрины — довольно типовой процесс.

Наиболее важный и сложный момент в части реализации — это интеграционные задачи. Систем источников может быть много, у заказчика может не быть единой шины данных, и в каждом проекте подобные задачи решаются индивидуально.

Параллельно с разработкой витрины могут идти смежные проекты по автоматизации налогового учета или внедрения электронного архива, при выполнении которых важно изначально закладывать возможность интеграции с налоговой витриной.

Как правило, одновременно с разработкой проводится настройка прототипа системы, что позволяет решить не только первичную задачу – показ в ФНС, но и помогает на раннем этапе разработки увидеть на практике, как работает решение.
  • Заключительный этап подготовки и ОПЭ
Здесь появляется еще один важный нюанс по сравнению с типовым проектом внедрения ИС. Важно помнить, что есть еще один заказчик — это сама налоговая. В рамках заключительной подготовки проводится обучение сотрудников проверяющих органов, сдача проекта и подключение их к системе. В рамках ОПЭ (опытно-промышленной эксплуатации) коллеги уже свободно могут пользоваться системой, выставляя замечания и пожелания.

Налоговую можно и нужно привлекать в течение всего цикла проекта. С одной стороны, коллеги от ФНС должны быть в курсе хода вашего проекта между прототипом и финальной сдачей и, понимая, что происходит, высказывать свои пожелания, которые важно учесть на ранних этапах. С другой стороны, у компании есть все возможности и права самостоятельно определять финальный объем проекта с точки зрения функциональности.

Интеграция с АИС Налог-3

С июня 2024 года все участники налогового мониторинга должны обеспечить прямой доступ ФНС к информационной системе налогоплательщика через интеграцию с АИС Налог-3. Это необходимо для передачи данных в автоматическом режиме.

В тестировании у ФНС на текущий момент 11 сценариев. Среди них — получение реестра документов, их запрос, доразмещение запрошенных документов в электронный архив компании.
Обмен данными с АИС Налог-3 может быть реализован как через самостоятельную разработку на базе ЭХД и учетной системы организации, так и через налоговую витрину.

Реализация второго варианта для компаний будет проще и логичнее, так как только в налоговой витрине соблюдается раскрытие подробной информации об операциях со строки декларации и до первичного документа. Интеграция с АИС Налог-3 не может предоставить инспектору полную информацию для решения главной задачи — проверки показателей налоговой отчетности и сверки их с первичными учетными документами.

На текущий момент времени доступ к раскрытию отчетности через витрину данных организации — неотъемлемая часть налогового мониторинга. Потенциально отказ от витрины возможен только после того, как все необходимые сценарии для проверки данных отчетности можно осуществлять через обмен файлами, регистрами и декларациями в рамках интеграции с АИС Налог-3. Однако на решение такой задачи может уйти несколько лет. Доступ к витрине для анализа отчетности и интеграция с АИС Налог-3 — это два параллельных процесса, которые дополняют друг друга и обеспечивают выполнение всех требований ФНС.

Таким образом, если грамотно выстроить план внедрения, изучив основные аспекты и учтя любые подводные камни, то процесс подключения системы налогового мониторинга пройдет совершенно безболезненно и довольно оперативно.

Источник

Понравилась статья?

Время чтения: 10 мин.
Комментарии (0)
Отправить запрос
* — заполните обязательно
Отправить запрос
* — заполните обязательно